Наиболее часто задаваемые вопросы
Сплошное федеральное статистическое наблюдение - это экономическая перепись малого бизнеса. Представляет собой полномасштабное исследование уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства в России. Руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям понадобится заполнить форму наблюдения с вопросами, касающимися хозяйственной деятельности, на условиях полной конфиденциальности и гарантий защиты информации.
Результаты сплошного наблюдения станут важной отправной точкой для реализации системных мер по развитию малого и среднего предпринимательства, эффективность которых будет опираться на проведенный анализ ситуации.
Поддержка и развитие предпринимательства – одно из ключевых направлений государственной экономической политики в России. Таким образом, решение о проведении сплошного наблюдения является закономерным и необходимым этапом в формировании государственной стратегии развития малого и среднего предпринимательства и одновременно показателем основательности и серьезности взятого курса на развитие предпринимательства в стране.
Основная цель – получить полную и максимально достоверную картину положения малого и среднего предпринимательства в России для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.
Развитие малого и среднего предпринимательства требует реализации целого комплекса мероприятий в различных областях: законодательной, финансовой, идеологической и т.д. Проведение этой работы подразумевает колоссальные затраты бюджетных средств и иных ресурсов, что вызывает необходимость их разумного распределения и рационального использования.
Согласитесь, что без точных статистических данных, без объективной оценки существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса трудно принимать правильные решения по его поддержке и развитию. Если Вы являетесь предпринимателем, то Вы знаете, какую роль при принятии стратегических решений играет возможность видеть полную и достоверную картину.
Только на основании результатов сплошного наблюдения могут быть осуществлены эффективное планирование и реализация программ поддержки российского малого и среднего бизнеса, приняты экономически обоснованные, правильные решения в этой сфере.
Сплошное обследование субъектов малого бизнеса – это статистическая процедура, которая поможет как органам власти, так и самому малому бизнесу получить необходимую информацию для оценки, прогнозирования и принятия решений в области экономической политики.
Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Участие в сплошном наблюдении – это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства.
Да, действительно, данные есть в различных административных источниках, но они не охватывают всего спектра сведений о деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
На сегодняшний день данные статистики дают лишь выборочную картину. Вследствие этого ограничивается точность прогнозирования и принятия решений в экономической сфере.
Практическая ценность сплошного наблюдения заключается в том, что по его результатам формируются базовые таблицы «Затраты-Выпуск» - важнейший аналитический инструмент для управления макроэкономическими процессами. Стоит упомянуть, что разработчиком этого метода является всемирно известный экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев.
Базовые таблицы содержат подробные характеристики производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, формирующихся в процессе производства. Только таблицы «Затраты-Выпуск» могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, которые необходимы для проведения эффективной экономической политики.
Создание базовых таблиц «Затраты-Выпуск» по сектору малого и среднего предпринимательства является одной из ключевых задач сплошного наблюдения. Это позволит оценить роль и перспективы развития малого и среднего бизнеса, его вклад в ВВП, а также сформировать рекомендации по мерам государственной поддержки предпринимательства в России.
Результаты сплошного наблюдения будут оказывать влияние на политику в сфере поддержки и развития предпринимательства. Именно с целью совершенствования государственной политики развития малого и среднего бизнеса и экономики в целом и проводится сплошное наблюдение.
После системного анализа результаты наблюдения могут быть успешно применены в таких областях как оптимизация государственных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктурные проекты, создание технопарков, особых экономических зон, промышленных кластеров, территориальное планирование, размещение производственных и генерирующих мощностей, подготовка кадров и т.д.
Поскольку развитие малого и среднего бизнеса признано крупным стратегическим направлением на государственном уровне, то и подход к решению данных задач должен быть стратегическим, основанным на большом массиве достоверной информации и точных расчетах. Данные сплошного наблюдения дадут возможность сделать необходимые расчеты и принять государственные решения, которые обеспечат развитие малого и среднего бизнеса во всех регионах страны.
Сплошное наблюдение проводится в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Если Вам плохо или Вы хотите получить какую-либо помощь или поддержку, то нужно сделать так, чтобы государство это знало и располагало такими сведениями. А без Вашей помощи и точной информации это не получится. Поэтому надо ответить на все вопросы, дать достоверную информацию, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
В результате сплошного наблюдения будет получена информация, которая может помочь Вам в развитии бизнеса, определить направление для дальнейшего движения.
Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Государству нужен крепкий средний класс собственников, большой и стабильный предпринимательский сектор.
Участие в сплошном наблюдении – это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства. Насколько эффективной будет эта политика, будет зависеть и от полученных данных сплошного наблюдения, их объема, достоверности, а, значит, от активной позиции участников обследования, предпринимателей. Пользу от таких стратегических шагов, как сплошное наблюдение, несомненно, спустя время ощутит малый и средний бизнес, экономика и все российское общество.
Сплошное наблюдение не является вмешательством в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса. При обработке данные обезличиваются.
Должностные лица, допустившие утрату первичных статистических данных, незаконное разглашение или распространение либо фальсификацию этих данных, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сплошному наблюдению подлежат субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные ФНС России в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРМСП) (статья 4.1. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007). Функции по типизации субъектов малого и среднего предпринимательства законом возложены на ФНС России.
Бланк статистического обследования содержит перечень вопросов (показателей), дифференцированных по категориям хозяйствующих субъектов и соответствующих правилам первичного и бухгалтерского учёта на Вашем предприятии, что позволит получить более достоверную и качественную информацию.
Система показателей представлена в следующих формах сплошного наблюдения:
Формы разработаны отдельно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом формы унифицированы и действуют независимо от того, в какой сфере и каком регионе предприниматель осуществляет свою деятельность.
Сводные итоги сплошного наблюдения являются доступными и подлежат официальному опубликованию. Подведение и публикация итогов будет осуществляться в два этапа:
предварительные данные |
cрок – IV квартал 2021 года |
окончательные данные |
cрок – до 1 июля 2022 года |
Предварительные данные по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будут опубликованы в электронном виде по России, а также субъектам Российской Федерации в группировке по видам экономической деятельности.
Окончательные итоги будут опубликованы в электронном виде по основным показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация по которым получена в рамках проведения сплошного наблюдения. Данные будут приведены по России, субъектам РФ, детализированным разрезам по видам экономической деятельности, а также в территориальном распределении (муниципальным районам и городам). Публикация будет содержать группировки хозяйствующих субъектов по размерам бизнеса.
Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся с периодичностью один раз в пять лет с целью своевременной корректировки и повышения эффективности государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007.
Сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения осуществляется по итогам за 2020 год.
Сроки представления сведений субъектами малого и среднего предпринимательства – до 1 апреля 2021 года.
Информирование респондентов о проведении сплошного наблюдения будет осуществляться с использованием собственных ресурсов Росстата (через систему Web-сбора), возможностей «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ), функционала «Личного кабинета налогоплательщика» ФНС России, ресурсов АО «Корпорация МСП» и операторов электронного документооборота.
Сбор сведений осуществляется в электронном виде и на бумажном носителе.
Первичную статистическую информации можно направить:
- с использованием технологии Web-сбора;
- через операторов электронного документооборота;
- самостоятельно заполнить формы в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ);
- самостоятельно заполнить формы на бумажном носителе и предоставить их в Новосибирскстат или в территориальные подразделения Новосибирскстата по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Да. В соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление заполненных отчетов хозяйствующими субъектами может производиться как на бумажном носителе почтовым методом или курьером, так и путем заполнения электронных версий отчетов:
- с использованием технологии Web-сбора;
- через операторов электронного документооборота;
- самостоятельно заполнить формы в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).
Документов, подтверждающих сообщенную Вами информацию, предъявлять не нужно.
Нельзя. Нежелание отвечать на часть вопросов в итоге приводит к неполной, неточной информации, что впоследствии негативно отразится и на развитии Вашего бизнеса.
Программа сплошного наблюдения предполагает получение итогов по всем вопросам форм статистического наблюдения. Только таким образом можно получить достоверную картину о положении малого и среднего бизнеса в России и на основании этих данных принимать эффективные государственные решения в сфере поддержки и развития предпринимательства.
Предоставление недостоверной статистической информации влечет ответственность, предусмотренную ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001.
Обязанность предоставлять данные органам федеральной службы государственной статистики предусмотрена Федеральным законом № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007.
В статье 8 Закона о предоставлении первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта говорится, что респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Респонденты – граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, предоставляют субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе. Это касается и респондентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Ответственность за непредставление данных предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30.12.2001 в статье 13.19 «Нарушение порядка предоставления статистической информации». Нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка её предоставления, а равно предоставление недостоверной статистической информации влечёт наложение административного штрафа.
Сплошное наблюдение не имеет фискальных, разведывательных и любых других целей, кроме составления обобщённой и максимально отражающей реальность отчётности о состоянии российского сектора малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, данное обследование направлено на подготовку и реализацию наиболее эффективных мер поддержки отечественного предпринимательства, а, значит, проводится в интересах самих хозяйствующих субъектов.
Конечно, нельзя исключать того, что в материалы сплошного наблюдения не попадает определенный процент неточной и попросту ложной информации. Но тот, кто предоставляет ложные данные, в итоге обманывает самого себя. Сплошное наблюдение – это общенациональная акция с вектором на развитие и укрепление страны. В этом заинтересованы все мы, а, значит, осознание гражданской ответственности должно присутствовать в каждом нашем поступке, который затрагивает вопросы будущего России.
Отказ от предоставления информации о предпринимательской деятельности в соответствии с утвержденными формами сплошного наблюдения влечёт административную ответственность.
При обработке полученных сведений никакие данные о конкретном предпринимателе обнародованы не будут, только сводные итоги. Действует принцип анонимности, поэтому не о чем беспокоиться. Ваши данные не будут быть использованы в ущерб Вашим интересам.
Мы гарантируем полную конфиденциальность данных и защиту информации, предоставленной участниками сплошного наблюдения.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии их обязательного обезличивания. Гарантии защиты данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, определены в статье 9 Федерального закона № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007.
Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, признаются конфиденциальными, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов о потенциале и состоянии сектора малого и среднего предпринимательства России.
Обработка данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации их защиту от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.
При автоматизированной обработке материалов сплошного наблюдения все технические и программно-технологические средства используются с соблюдением мер по защите информации от несанкционированного доступа.
Публикация сводных итогов осуществляется с соблюдением требований законодательства по обеспечению конфиденциальности в отношении первичных данных, предоставленных респондентами.
Да. Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения о респондентах, предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку данных в рамках сплошного наблюдения, а в отношении должностных лиц – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Должностные лица, допустившие утрату первичных статистических данных, незаконное разглашение или распространение либо фальсификацию этих данных, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полученная информация будет использоваться исключительно в обобщённом виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или предпринимателя, а также с учётом требований Закона о защите персональных данных. Первичные данные, предоставленные хозяйствующими субъектами, ни при каких обстоятельствах не будут переданы третьим лицам или сторонним организациям.